В 1876 г. французский врач-невропатолог Поль Брока описал больных с поражённой лобной долей коры левого полушария головного мозга. Эти больные отличались тем, что понимали чужую речь, но сами не могли произносить предложения. Между тем паралича рта и голосовых связок у них не было. В 1903 г. немецкий психотерапевт Карл Вернике сообщил научному миру, что пациент может плохо понимать речь, не имея при этом никаких проблем со слухом. Исследования ученых показали, что область коры, повреждения которой приводят к таким расстройствам, находится в районе левого виска. Сегодня зоны левого полушария, ответственные за произнесение своих слов и анализ чужих, носят название областей Брока и Вернике соответственно. Повреждение правого полушария в тех областях, в которых на левом – области Брока и Вернике, вызывает лишь незначительные речевые дефекты.
Язык – пожалуй, самый яркий признак принадлежности к человеческому роду из всех существующих на Земле. Аналогичные зоны мозга у животных либо незначительны, либо вовсе отсутствуют. Процесс восприятия звука происходит следующим образом.Сначала человек слышит звук голоса, затем нервное раздражение от звука передаётся на слуховые области и только потом – в область Вернике. А вот чтобы человек мог произнести что-то, нервный импульс передаётся из области Вернике в область Брока, которая посылает сигналы для активации речевых мышц.
Наблюдая за людьми с патологической неспособностью к чтению и письму, учёные предположили, что изображения слов (текст), после обработки областями мозга, которые ответственны за зрение, передаются к «ручной» области коры головного мозга. Область, ответственная за руки, как бы программирует движения ручных мышц, чтобы человек мог писать соответствующие буквы. Язык жестов, очевидно, предполагает похожую схему.
Но, как известно, редко какой человек при письме, да и вообще при ручном труде в равной степени владеет обеими руками. У представителей "белой" расы большинство правшей. С учётом "переброски" импульсов справа налево и наоборот, обычно доминирует левое полушарие. Точнее – оно, как правило, доминирует во всём, что касается обработки языковой информации и движений.
Два полушария "плавают" в ликворе (жизненно необходимой для головного и спинного мозга жидкости) отдельно, связанные лишь тонкой перемычкой – мозолистым телом. При некоторых видах эпилепсии показано его разделение! Уникальные пациенты с "расщеплённым мозгом" демонстрируют, что каждое полушарие как бы обладает своим собственным "умом"!
После операции человек в состоянии на ощупь определить предмет и назвать его, всего лишь протягивая правую руку (информация поступает в левое полушарие). Если же он протягивает левую (работает правое полушарие), то не может подобрать нужного слова. При этом он ощущает форму загаданного предмета, а название вертится на языке.
Это может означать, что в левом полушарии имеются центры словесного выражения, в которые правое имеет доступ только через мозолистое тело, причём правое полушарие сохраняет полную "ясность рассудка", но только чисто моторную, невербальную. Левое же, в дополнение к своему моторному и словесному превосходству, специализируется на логике и анализе; оно заставляет нас осмысливать вещи категорически, чтобы понять их. Зато правое полушарие различает музыку и интонации, эмоции и юмор; не страдающий слабоумием человек хорошо понимает, в каком контексте слова имеют прямой, а в каком – переносный смысл. Сложный спектр экспериментов на добровольцах, подвергшихся операции по рассечению мозолистого тела, позволил говорить о левом полушарии как об "аналитическом", а о правом – как о "репрезентативном".
Жить с "расщеплённым мозгом", не напоминая при этом душевнобольного, можно. Однако известны случаи, когда пациент тщетно пытался отбить одной своей рукой другую руку, которой начинал буквально душить себя.
По мотивам книги "Тело человека"