Удивительная широта кругозора

 

Не позднее XVI в. в Европе предприняты успешные попытки создать по образу и подобию обычного словаря или религиозных трактатов нечто большее, всеобъемлющее. В этом труде должны были соединиться разные точки зрения (например, взгляды атеистов и религиозных мыслителей). Так возникла концепция энциклопедии; в вольном переводе с древнегреческого это слово означает: «образование полного цикла». Целью учёных, обладавших, как теперь говорят, энциклопедическим складом ума, провозглашалось собирание разрозненных знаний в систему. Система в свою очередь должна была, что называется, в научно-популярном стиле передавать эти знания современникам и потомкам. Создатели надеялись, что с помощью энциклопедии читатели станут более просветлёнными и благодетельными. На самом деле, на мусульманском Востоке, а также в Китае гораздо раньше выходили многотомные энциклопедические труды, по своим масштабам изумляющие даже сейчас, в XXI в.

В Европе же с приходом XVIII в. вступила в свои права Эпоха просвещения. Передовой мир того времени охватила революция, связанная с зарождением науки в современном ее понимании. Все это подготовило почву для создания европейских энциклопедий. Первым таким изданием стала «Циклопедия» британца Эфраима Чемберса (1728). При переводе её на французский у местного издателя Андре ле Бретона возникла идея подготовить аналогичный, а желательно более совершенный, монумент научной мысли и на французской земле. А когда за дело взялся приглашённый Бретоном на должность редактора Дени Дидро (1713—1784) – философ и выдающийся Просветитель – проект вылился в «Энциклопедию, или Толковый словарь наук, искусств и ремёсел», одно из крупнейших справочных изданий за всю историю человечества (к 1832 г. вышло более 160 томов, а общее число авторов превысило 2300 человек).

Классическое, самое первое, издание Энциклопедии – это настоящее собрание именитых Просветителей и смелый манифест идей Просвещения. Само слово «просвещение» в виде словесной кальки вошло во многие языки именно в те годы и именно из французского языка. Французские философы и исследователи Просвещённого абсолютизма (времени, когда абсолютные монархи Европы покровительствовали деятелям, несущим населению свет знания, и даже вступали с ними в переписку) с энтузиазмом откликнулись на предложение Дидро. К 1772 г. было создано 35 томов, словник составил почти 72000 статей, а оформление включало более 3100 иллюстраций. Затем, в 1777 г., вышло ещё 5 томов и, наконец, в 1780 г., – 2 тома указателей.

Почти все крупные учёные эпохи, для которой характерно мощное развитие науки, приняли участие в написании статей Энциклопедии. Едва ли не вторым человеком, после Дидро, стал в этом деле Жан д’Аламбер (1717—1783), который написал вступительную статью к предваряющему весь цикл тому. Он был редактором, ответственным за всё, что касалось таких разделов, как математика, философия и религия. Человеком, который знаменит колоссальным числом самолично написанных статей, является Луи де Жокур (1704—1779): более 17200 статей за годы ежедневного самоотверженного труда, с 1759 по 1765 гг. Тот факт, что его имя не стоит в одном ряду с именами Дидро и ещё одного великого Просветителя, Жана-Жака Руссо (1712—1778), написавшего конкретно для Энциклопедии лишь статьи по теории музыки и политики, объясняется аристократическим происхождением де Жокура (при революционной конъюнктуре того времени подобное происхождение было не в почёте).

Вот как распределилась работа между прославленными авторами (звучат лишь некоторые имена). Жорж-Луи Леклерк (более известен как Бюффон), как выдающийся естествоиспытатель, отвечал за естественноисторическую (как сказали бы теперь, биологическую) составляющую. Немецкий барон Гольбах, живший в Париже и посвятивший жизнь французскому Просвещению, писал статьи не только по своей излюбленной тематике (критика церкви, прежде всего католической, пропаганда атеизма и материализма), но и по химии минералов. Философ и независимый интеллектуал Шарль Монтескьё скончался слишком рано (в 1755 г.) и потому успел сделать для Энциклопедии не так много; по его смерти вышел лишь трактат «О вкусе». Тем не менее, его, как и другого гения Просвещения, Франсуа-Мари Аруэ (более известного как Вольтер) считают одним из величайших Энциклопедистов. Вольтер – автор статей по истории, литературной критике, философии. Анн Робер Жак Тюрго – один из основателей экономической научной школы либерализма – в Энциклопедии выступил в качестве автора в разделах философии и физики.

Энциклопедисты (особенно Бюффон и Гольбах) верили, что успешно искореняют суеверия, выводят квинтэссенцию Просвещения. Зачастую эти люди подвергалась санкциям церковных, а также и светских властей, ведь от их высказываний, например, о религии недалеко и до крамолы. И действительно: в 1789 г. грянула Великая французская революция... Между прочим, «Энциклопедии» могло и не быть совсем. Лишь покровительство влиятельных сторонников помогло завершить предварительную работу (которая, как уже говорилось выше, возобновилась много позже, уже в XIX в., после всех наполеоновских войн).

В России (не в последнюю очередь – с лёгкой руки сатирика М.Е. Салтыкова-Щедрина, а также из-за неблагозвучия титула для русского уха) имя Маркизы де Помпадур известно в негативной коннотации. Однако она, как официальная фаворитка короля Франции Людовика XV, много лет пользовалась своими огромными связями и покровительствовала наукам и искусствам. Во многом благодаря именно этой просвещённой женщине Энциклопедисты добились своего.

Фото с сайта inno-terra.ru