САЙТ НА РЕКОНСТРУКЦИИ. ВЕДУТСЯ ТЕХНИЧЕСКИЕ РАБОТЫ 

Владетель тяжёлой шапки – Владимир Мономах

Одним из самых известных и пользующихся достаточно высокой репутацией древнерусских князей был, наравне с Владимиром Красно Солнышко (крестителем Руси),  человек, которого звали Владимир. Он носил прозвание Мономах, и это, надо признать, больше не прозвание, а фамилия в современном смысле. Дело в том, что в Византии существовал знатный род Мономахов, и случилось так, что одна женщина этого рода  оказалась на Руси, чтобы вступить в династический брак с Великим князем (Киевским) Всеволодом Ярославичем. Имя этой женщины история до нас не донесла. Доподлинно не известно и то, была ли она дочерью византийского императора Константина XI – единственного представителя этого рода, сумевшего занять высший пост.  Произошло это событие в 1046 г.

Как и Красно Солнышко, Мономах считается князем святым, точнее – благоверным. Так в русской церкви называют монарших особ, канонизированных за праведную жизнь, а не из солидарности к их трагической смерти за веру (как в случае императора Николая Александровича Романова). Владимир Мономах оставил свой след в истории как писатель и мыслитель, а не только как умный и расчётливый политик, удерживавший великокняжеский престол на протяжении 12 лет (с 1113 до своей смерти в 1125). Есть ещё одна причина, почему он стал одним из известнейших в народе персонажей русской истории. Заметную роль в истории самой большой страны мира сыграла т.н. "шапка Мономаха". А с лёгкой руки лучшего поэта этой страны, А.С. Пушкина, изречение "ох, тяжела ты, шапка Мономаха!" стало притчей во языцех. Но о лукавой сути шапки чуть позже, а пока пройдёмся по жизнеописанию реального исторического лица – Владимира Мономаха.

 Родившись в хоромах Всеволода, сына самого Ярослава Мудрого, он провёл детство и юность в Переяславле-Южном (теперь – город Переяслав-Хмельницкий, Киевская обл., Украина). С младых ногтей закалял характер в военных походах, например против половцев.

В 1078-84 гг. провёл победоносную войну с вятичами (славянами, жившими не в созвучной по названию Вятке  – так  неофициально называется сегодняшний Киров, не в Предуралье, а на Оке – кроме её низовий).

 

Когда в 1093 г. умер отец, Владимир не спешил занимать киевский престол, до поры уступив его кузену Святополку. В 1093 г. он бился с половцами в сражении на реке Стугне (на территории нынешней Киевской обл.) и проиграл, причём потерял брата Ростислава и чудом спасся сам. В 1094-97 гг. принял деятельное участие в кровопролитной междоусобице, закончившейся Любечским миром 1097 г. (сегодня Любеч – поселок городского типа в Черниговской обл. Украины, на границе с Белоруссией). Помирившись в Любече, русские князья объединились против сильно досаждавших половцев. Владимир Мономах вынужден был отказаться от претензий на такие известные города, как Чернигов, Муром, Рязань и Курск, но получил родной Переяславль, а также Смоленск, Ростов. Успешно воевал с половцами в 1103-11 гг. А в 1113 г. умер князь Святополк Изяславич, в Киеве вспыхнуло восстание бедноты, и именно Владимир Мономах был призван занять великокняжеский престол. Разумеется, пригласило его боярство, но как раз с простолюдинами вынужден был считаться новый князь, желая закрепиться в городе, охваченном еврейскими погромами и беспорядками, которые устроили различныепротивоборствующие вечевые партии. Законодательно смягчив положение простых киевлян в своём знаменитом Уставе, Владимир Мономах смог ликвидировать наиболее острые проблемы, возникшие на Руси во время перехода от раннего феодализма к развитому. Позднее князь напишет ещё несколько книг, среди них Поучение, которое называют первой русской светской проповедью.

 В положительной коннотации имя этого Великого князя фигурирует в русской истории прежде всего потому, что на его правление пришелся последний взлёт Киевской Руси. Он единолично или через сыновей контролировал 3/4 территории государства, то и дело терзаемого междоусобицами. Продолжалась борьба с половцами, пока, наконец, в 1116 г. кипчаки (так называли себя половцы) не были отброшены от границ Руси. После они не осмеливались нападать на Русь до самой смерти грозного князя. Но наиболее славной победой русского оружия при Мономахе стал поход на Византию, организованный не без участия самих "греков" (то была интервенция Руси в византийскую гражданскую войну).

 

 Война Руси и Византии формально продолжалась с 1116 г. по 1123 г., но основные сражения отгремели в первый же год, когда самозванец Лжедиоген II, в интересах которого вызвался воевать Мономах, был убит агентами легитимного византийского императора Алексея I. Владимир поддержал теперь Василия, сына "своего" авантюриста, и какое-то время удерживал ряд византийских городов на Дунае (теперь основной предмет тогдашних притязаний Руси, городок Доростол, или Силистра, находится на севере Болгарии, а остальные населённые пункты, фигурировавшие в той войне, рассеяны по обе стороны границы Болгарии и Румынии). Противостояние двух стран свелось в основном к дипломатическим подковёрным интригам, итогом которых стало отвоевание у Руси крепостей на Дунае, но зато византийцы привезли в Киев богатый откуп, а внучка Мономаха вышла замуж за сына нового василевса – Иоанна II.

 Тот факт, что византийское посольство побывало у Мономаха, использовался впоследствии для переписывания истории уже не киевскими, а московскими Великими князьями. Так и стала золотая тюбетейка, преподнесённая ордынским ханом Узбеком не то Ивану I Калите, не то его старшему брату Юрию за лояльность, – "шапкой Мономаха". Этой регалией начала XIV в. венчали по завету Ивана III Великого князей. Затем царей (от Ивана IV Грозного до Ивана Алексеевича Романова – незадачливого брата Петра I). Так же, как "трон Мономаха" (сооружён в Успенском соборе Московского Кремля Иваном Грозным в 1551 г.), шапка не имела никакого отношения к Мономаху, который умер в 1125 г. – за 2 и за 4 с четвертью столетия до шапки и трона, соответственно. Казалось бы, не стоит и без того прославленному князю приписывать что-то сверх достигнутого им. Но иначе рассудили московские государи, переориентировавшиеся с Орды на Византию и желавшие заменить факт дружбы с первой на вымысел о Мономаховом торжестве над второй...

 

По мотивам книги "Удивительная история".