Большая и очень важная: наша печень

Справа от желудка и селезёнки, занимая солидную часть брюшной полости, лежит печень. Она состоит из правой и левой долей, которые, в свою очередь, подразделяются на 8 долек. Не все могут быстро ответить, зачем нужен такой большой орган, хотя любой носитель русского языка способен догадаться, что само слово «печень» связано с «печкой», теплом и внутренним жаром. Долгие века люди только гадали, когда речь заходила о возможном назначении огромной печени – такой мягкой, тёплой и тёмно-красной от содержащейся в ней крови. Многие, очевидно, полагали, что назначение печени сводится к поддержанию постоянной температуры тела. Человек ведь «теплокровный», в отличие от рыб, змей и лягушек, и якобы именно печень подогревает тело человека изнутри.

Но так считали в России, а вот китайцы верили, что печень способствует усвоению телом человека жизненно необходимых «космических» элементов – воды, огня, дерева и металлов. Причём умозрительно древние мудрецы в этой восточной стране догадались, что всё необходимое для жизни содержится в пище, которая в желудке подготавливается к перевариванию, чтобы в тонкой кишке раствориться в кашице, которую тело поливает особыми соками. Конечно, во всём остальном они заблуждались. Так, им представлялось, что из кишки «элементы» поступают в печень, а оттуда – в сердце, которому отводилась кроветворная роль, причём кровь разносила «питательные элементы» по всему телу. В традиционной китайской эзотерике печень считается вместилищем души, а тесно связанный с ней жёлчный пузырь – вместилищем мужества.

Древним индусам была известна связь печени с желтухой, поскольку жёлчь была правильно определена как секрет печени. Жёлчь – важная биологическая жидкость: в сутки её образуется до полутора литров! Если же она откладывается в тканях, где в норме её быть не должно, то имеет место желтуха. У человека не только кожа, но и глаза приобретают нездоровый желтоватый цвет. Древнегреческие врачеватели умели пальпировать печень (на ощупь определять, не вздута ли та), но средства лечения были примитивны. Страдающим болями в области печени предлагали есть кусочки сырой печени животных. О состоянии медицины Эллады, где почитали богов целительства – Асклепия, Махаона и Подалирия, – мы знаем благодаря авторитетным трудам жившего в V веке до н. э. Гиппократа. Несмотря на запрет вскрытия трупов (это расценивалось как надругательство) в тогдашней Греции, было изучено анатомическое строение печени, а желтуха и асцит (накопление жидкости в брюшной полости) считались признаками печёночных недугов.

В Древнем Риме в I—II в. н.э. уже проводились операции на печени, судя по тому, что величайший врач этой цивилизации – Гален – подробно описывал форму и структуру этого органа, сравнивая анатомию человеческой печени с печенью животных. По-видимому, мудрецу также было известно, что в печень по воротной вене поступает кровь от кишечника. Не сомневаясь, что печень вырабатывает жёлчь, Гален различал желтуху из-за механического препятствия оттоку жёлчи по желчевыводящим путям, из-за болезней, а также из-за интенсивного распада крови.

Редкая в античное время, в силу неприятия обществом, практика анатомирования (даже Гиппократ практически не трогал трупы, а вот Гален и живший за 5 столетий до него Герофил из Александрии Египетской были активными патологоанатомами) фактически оказалась вне закона в Средние века. Если язычники презирали желавших заглянуть внутрь человеческого тела, за то что они якобы мешают умершему попасть в царство мёртвых, то христиане открыто объявили такие манипуляции с трупами богохульством.

Только эпоха Возрождения позволила анатомам вздохнуть свободно. Великий Леонардо из итальянского городка Винчи, препарируя печень умерших, описал замещение печёночной ткани бессистемной соединительной тканью, – этот процесс печально известен, как цирроз (перерождённая печень перестаёт выполнять свои функции, и человек не проживёт и пяти лет). Позже Везалий описал все видимые невооружённым глазом кровеносные сосуды печени, а также жёлчные протоки. Что касается цирроза, то Везалий сообщал, что в первую очередь это проблема пьяниц. Ещё спустя век итальянский врач, основоположник микроскопической анатомии, Марчелло Мальпиги детально показал, как клетки печени (по сути своей, крупнейшей железы, состоящей из долек) вырабатывают жёлчь. Желтуха объявлена заразной болезнью.

Открытия XV—XVII вв. меркнут по сравнению с достижениями микроскопии и биохимии в XIX в., когда стало известно о мочевине, образующейся в печени как конечный продукт обмена белков, а также о молочной кислоте (которую печень разлагает на глюкозу – простой сахар – и гликоген – полисахарид, откладывающийся в печени же про запас). Оказалось, что жёлчь состоит из жёлчных кислот, а их осадок – жёлчные камни (те, что, чаще у женщин, формируются в жёлчном пузыре и могут закупорить его, нарушая отток жёлчи) – можно успешно превращать обратно в жидкую фазу определёнными лекарствами. Это избавляет человека от сильнейших колик. Благодаря немецкому учёному Купферу, мы знаем, что печень ещё и обезвреживает микробные и пищевые яды. Вообще печень – сложнейший «химкомбинат» организма: её клетки проводят множество реакций: окисление, восстановление, метилирование, ацетилирование, гидролиз и т.д., и т.п. Вредные вещества, подлежащие выделению, во многом утилизируются через жёлчь. Ведь та выводится в двенадцатиперстную кишку с целью переваривания жиров (жир раскладывается на мелкие капельки, чтобы пищеварительные ферменты сока поджелудочной железы обволокли их и сложнейшие жировые молекулы распались на глицерин и жирные кислоты). Отработанная жёлчь следует по пищеварительному тракту вплоть до анального отверстия – вместе со всеми веществами, что «выбраковала» печень. Так печень обеспечивает избавление от многих ядов и продуктов обмена веществ, минуя почки (которые отфильтровывают часть крови в мочу).

Таким образом, однозначно ответить на вопрос: зачем необходима печень, невозможно. Можно сказать, что это величайшая железа нашего тела, выделяющая большое количество жёлчи. Жёлчь, кстати говоря, и сама выполняет множество функций, формируясь на самом деле из отработанных красных кровяных телец. Происходит настоящее чудо природы – гемоглобину, не способному уже переносить кислород, предстоит ещё принести пользу при пищеварении, т.е. организм «выжимает» из него максимальную выгоду. Но также печень – это величайшая «химическая лаборатория», которая каких только функций не выполняет! При этом у взрослого часть функций печени пропадает. У плода же и в самом начале жизни ребенка печень активно вырабатывает белки плазмы крови, особенно защитные и транспортные. Наконец, печень – это депо крови. В случае необходимости (в шоковом состоянии) организм выбрасывает из печени значительный объём крови, который в нормальном состоянии человека словно «застаивается» в печёночных венах. В ряде случаев этот резерв позволяет человеку выжить при кровопотере.

Почему последнее время так много рекламы и популярных медицинских передач эксплуатируют девиз: береги печень смолоду? В первую очередь потому, что этот орган в принципе устойчив и «живуч», а нам всего лишь надо стараться «помогать» ему. Многие помнят миф о Прометее, которому орёл время от времени выклёвывал печень, а та каждый раз отрастала. Благодаря недавно открытым стволовым клеткам печени (клетки неясного происхождения, теоретически способные превращаться в какой угодно химический тип клеток печени), а в большей степени – благодаря способности печёночных клеток быстро расти, печень может функционировать и оперативно восстанавливать свой размер, даже если повреждена на три четверти! Но не следует злоупотреблять сопротивляемостью и «износоустойчивостью» печени! Вирусный гепатит, канцерогены и неправильное питание (в первую очередь алкоголь) – вот чего следует избегать. Помните, что рак печени и цирроз не поддаются излечению и при современном уровне медицины. Пересадка печени от трупа или части печени от донора – не панацея: сегодня очереди на операцию и требующиеся деньги такие, что большинство нуждающихся до операции не доживут.

Хотите знать больше, читайте нашу книгу "Тело человека"