Автомобилисты иногда посмеиваются над убеждёнными поклонниками мотоциклов: мол, всё, что между ног, несерьёзно… А в ответ слышат: зато мотоцикл изобретён раньше! Но всё намного сложнее. На самом деле, как спор о вкусах, автомобиль лучше или мотоцикл, так и спор о приоритете изобретения какого-либо из этих двух «королей дороги» едва ли когда-нибудь закончится. Очевидно одно: когда идея отказа от лошадей и прочих тягловых животных начала буквально витать воздухе, изобретатели самодвижущихся повозок оказались неистощимы на выдумки и работали, кажется, удивляясь самим себе. Конструкторы и первопроходцы могли идти параллельными путями, пробуя различные типы двигателя и разное топливо. Наряду с паровыми двигателями, шло в ход электричество, в т.ч. неперезаряжаемые первичные гальванические элементы, но также электромотор постоянного тока. В баке могли быть: водородно-кислородная смесь, угольный газ, керосин, бензин. Сама жизнь проверяла на прочность разнообразные, порой взаимоисключающие технологии. Не все имена смелых новаторов донесла до нас история, как и далеко не все идеи прижились. Но тех, кто действительно вписал своё имя в раннюю историю автомобиле- и мотостроения, чтят на их родине и во всём мире.
Так, в малоизвестном городке Бар-ле-Дук, в восточной Франции, стоит памятник уроженцу этих мест Пьеру Мишо, которого благодарные земляки считают изобретателем мотоцикла. Работавший в слесарной мастерской с младых ногтей, Пьер в 14 лет добился того, чтобы слесари уже доверяли ему в полной мере взрослую работу. Ещё до того, как войти в года, этот вундеркинд (не в учёбе, а в умении работать руками и генерировать конструкторские идеи) открыл своё собственное дело и стал производить на продажу различные стальные детали, причём преуспел так, что переехал из провинции в Париж. В 1869 г. его сын Эрнест, не готовый признавать себя тенью своего отца, но желавший творить совместно с ним, сконструировал уникальный на тот момент паровой велосипед. Надо сказать, что Эрнест Мишо за несколько лет до этого изобретения, которому было суждено прославить его и отца, самостоятельно (будучи тогда ещё 19-летним юношей) совершил маленькую революцию в велосипедном хобби. До рационализаторского предложения Эрнеста Мишо все, кто ездил на велосипеде, постоянно отталкивались от земли, а набрав скорость, смешно растопыривали ноги; но талантливый сын гениального слесаря приспособил подставки для ног на переднем велосипедном колесе. Когда же Эрнест возмужал и они с отцом в полноценном тандеме взялись за дело, им удалось удивить мир едва ли не первым мотоциклом современного типа, только паровым и известным ещё под архаичным названием «цикл». И это ещё не говоря о том, сколько сделали отец и сын Мишо для развития собственно велосипеда! Именно они ввели педали, которые двигают ведущее колесо, впервые сконструировали велосипедные тормоза и вообще наладили производство прогрессивных велосипедов (в 1860-х гг. семейный подряд Мишо счёл нужным сделать передние колёса большего диаметра, чем задние, что надолго задало моду на такой морально устаревший ныне типаж). Накануне поражения от немцев в 1870 г., которое явилось сущей военной катастрофой для французской нации, велосипедная компания Мишо как раз переживала зенит своей славы.
Увы, события проигранной войны и Парижской коммуны разрушили бизнес Мишо… И всё же, в 1894 г. французы отдали дань уважения к тому времени уже почившим вечным сном «Отцам велосипеда» Пьеру и Эрнесту Мишо. С тех пор памятник невысокому чудаку с велосипедом украшает провинциальный Бар-ле-Дук.
И всё же самодвижущиеся двухколёсные машины, чьи «потомки» сегодня стали, в глазах многих ценителей, достойными соперниками автомобилям на любой дороге мира, в 1860-х—80-х гг. явно проигрывали в популярности даже велосипедам (которые считались атрибутами вычурных богатых франтов). Паровая машина уже могла быть достаточно компактной для лёгкого двухколёсного самоходного экипажа, но смехотворная удельная мощность двигателя (всего лишь «четверть лошади» у 9-килограммового парового мотоцикла американца Люциуса Дэя Коупленда, изобретённого в 1881 г.), неприлично долгое разведение паров и КПД всего в несколько процентов справедливо снискали дурную славу.
Всё изменилось с появлением мотоцикла с двигателем внутреннего сгорания (ДВС), «отцами» которого в 1885 г. стали знаменитые ныне немцы: Готлиб Даймлер и Вильгельм Майбах. Бензиновый карбюраторный двигатель имел теперь мощность «полторы лошади» и устанавливался на деревянной раме. Колёса также были деревянными. Опытный образец разогнался до 12-ти км/ч. Эти успешные испытания, а чуть позже в том же 1885 г. патент Даймлера позволили поклонникам мотоцикла заявлять о приоритете изобретения своего любимого двухколёсного коня над изобретением автомобиля, поскольку автомобиль с ДВС уверенно шагнул в мир только на следующий год. Вот только фирма «Даймлер» более к мотоциклам не возвращалась. Серийное производство мотоциклов впервые началось в 1894 г. и связано с другой немецкой компанией – «Hildebrand & Wolfmüller». Это уже была серьёзная техника: «две с половиной лошади», скорость до 45км/ч, а весила машинка полцентнера. Основные характеристики: объём двигателя – полтора литра, 2 цилиндра, охлаждение – водяное, задний привод шатунами от поршней, запуск «с толкача» без муфты сцепления. Тормоз единственный, колодочный, действовал он на покрышку переднего колеса. Модель выпускалась 3 года, изготовлено 2 тыс. шт.
А первый активно использующийся автомобиль с бензиновым двигателем был сконструирован немецким изобретателем Карлом Бенцем и запатентован от 29 января 1886 г. Бенц начал серийное производство в 1888 г., после тест-драйва, проведённого его собственной женой Бертой. Фрау Бенц прокатилась из Мангейма в Пфорцгейм и обратно. До этой сильной женщины мало кто задумывался, что безлошадные экипажи подходят для повседневного использования.
В 1889 г. Даймлер и Майбах сконструировали кое-что принципиально новое. Впервые заговорили именно об «автомобиле» (что буквально значит «самоходка»), а не просто о конном экипаже с ДВС в качестве «спецсредства».
Так были ли немецкие предприниматели, которые прошли путь от простых ремесленников и подмастерьев до крупнейших промышленников и чьи имена золотыми буквами вписаны в историю престижных брендов автомобилестроения, изобретателями универсального ДВС, одновременно подходящего для освоения человеком дорог, воздуха и даже толщи воды? Нет! В 1882 г. итальянец Энрико Бернарди запатентовал одноцилиндровый бензиновый мотор. То была почти игрушка: объёмом чуть больше 120 «кубиков», движок выдавал мощность каких-то 0,02 лошадиные силы. Но Бернарди установил его на 3-колёсный велосипед своего сына и, гордо называя свою технику «трициклом», утверждал, что она перевозит двух взрослых человек. Вот кого следует рассматривать как минимум кандидатом на изобретение сразу и первого автомобиля, и первого мотоцикла!
По мотивам книг издательства Наше слово, Удивительный транспорт
фото с сайта transformingtransport.eu и страна-читалия.рф