Наше слово издательство
 
 
  • НАШИ КНИГИ
    • ВСЕ КНИГИ
    • ПРИКЛАДНАЯ ЛИТЕРАТУРА
    • ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА
    • НАУКА И ТЕХНИКА
    • ПУТЕШЕСТВИЯ
    • ЗДОРОВЬЕ
    • ДЕЛОВАЯ ЛИТЕРАТУРА И ПСИХОЛОГИЯ
    • ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
    • РЕЛИГИЯ И ЭЗОТЕРИКА
    • ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
    • ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
    • ЖУРНАЛЫ И КОМИКСЫ
    • Корпоративные подарки
  • ОБ ИЗДАТЕЛЬСТВЕ
    • НАША МИССИЯ
    • КОНТАКТЫ
  • МАГАЗИН
  • TOPMANUL.RU
  • РГО
April 12, 2018

Земля в иллюминаторах… Любопытные факты о первом полете человека в космос

Притягательная бесконечность космоса, невообразимые масштабы галактик, удивительная красота нашей Солнечной системы, звезды, планеты… Человечество всегда стремилось разгадать тайны Вселенной, увидеть, что же находится за пределами нашей Земли; и эта почти детская мечта осуществилась 12 апреля 1961 года, когда в космическое путешествие отправился корабль «Восток - 1» - а на борту его был человек, имя которого еще со школьной скамьи известно каждому. Это произошло 56 лет назад, но вокруг столь значимого в истории освоения космоса события до сих пор не утихают споры, и раскрываются все новые его подробности. Специально ко Дню космонавтики издательство «Наше слово» подготовило для своих читателей 5 любопытных фактов о первом полете человека в космос. Читаем!

Сколько было космонавтов? Юрий Гагарин был не единственным кандидатом на «звание» первого человека в космосе. Кроме него, отбор прошли шестеро – важны были физические параметры, психическое здоровье, а также в кулуарах Звездного городка ходили слухи, что одним из пунктов отбора был… благоприятный и подходящий под образ «советского человека» характер, ведь в случае успешного полета космонавт вернулся бы национальным героем – а здесь нельзя полагаться на случай. Каждому из шестерых претендентов дали подробную психологическую характеристику, и все они долгие годы хранились под грифом «совершенно секретно». «Любимое слово — "работать". На собраниях вносит дельные предложения. Постоянно уверен в себе, в своих силах. Уверенность всегда устойчива. Его очень трудно, по существу невозможно, вывести из состояния равновесия. Настроение обычно немного приподнятое, вероятно, потому, что у него юмором, смехом до краев полна голова. Вместе с тем трезво-рассудителен. Наделен беспредельным самообладанием. Тренировки переносит легко, работает результативно. Развит весьма гармонично. Чистосердечен. Чист душой и телом. Вежлив, тактичен, аккуратен до пунктуальности», - отрывок из характеристики самого Юрия. В итоге были выбраны три человека: Юрий Гагарин, Герман Титов и Григорий Нелюбов – последние двое выступали в качестве дублеров. Точного ответа на вопрос, почему на роль покорителя космоса выбрали именно Гагарина, нет до сих пор; более того, многие упоминают и о лучшей подготовке Титова, который, кстати, до конца жизни называл 12 апреля «черным днем своей жизни» - ведь честь первым побывать в космосе выпала не ему. Рассказывали, что открытому и веселому Юрию симпатизировали и находившийся тогда у власти Никита Хрущев, и главный конструктор С.П. Королев, хотя последний при встречах никогда открыто не выделял ни Титова, ни Гагарина. Официально главным пилотом «Востока» Юрий Гагарин был объявлен 8 апреля.

На все случаи жизни. Значимость первого полета человека в космос сложно переоценить – помимо чисто научных целей, разумеется, существовали как внутри- , так и внешнеполитические цели. Поэтому кое-какие «бытовые мелочи» старались продумать и учесть заранее. Например, еще до полета было подготовлено три новостных сообщения  – три запечатанных конверта с разными исходами событий, которые Кремль и отправил ТАСС. Первый – «счастливый» – нужно было вскрыть в случае успеха, второй был бы нужен, если корабль приземлился бы за пределами СССР, а сообщение из третьего озвучили бы в случае трагедии. Кроме того, обращение первого человека в космосе тоже было записано в трех экземплярах – речь готовил не только Гагарин, но и его дублеры. Сам же Юрий тоже был готов к трагическому исходу – перед отправлением он написал своей любимой жене письмо, которое ей должны были передать в случае катастрофы (получить письмо ей, к сожалению, все-таки пришлось – это случилось в 1968 после авиакатастрофы, в которой погиб первый советский космонавт).

Один-два-пять. Помимо трех конвертов с новостными сообщениями был и еще один, куда более важный. Корабль «Восток-1» находился на полностью автоматизированном управлении, ведь никто не мог гарантировать, что человеческий организм в условиях невесомости сможет сохранить работоспособность. Однако, в случае острой необходимости его можно было перевести на ручное управление, введя специальный код, который находился в запечатанном конверте – предполагали, что распечатать конверт и ввести код космонавт сможет, только если будет находиться в полностью вменяемом состоянии (ведь никто не мог сказать наверняка, получится ли сохранить рассудок в столь непривычных для человека условиях). «125» - такие цифры скрывались в конверте, подготовленном для Гагарина. Впрочем, ход был чисто психологическим – управление кораблем все же целиком и полностью осуществлялось с Земли.

Ваня-Ванечка-Ванюша. Ходит много слухов об истинности космического первенства Юрия Гагарина – опровергнуть его особенно старались специалисты НАСА, упоминая о неизвестном советском космонавте, судьба которого осталась в тайне. Космонавт был, а звали его Иван, или, уважительно, Иван Иванович – макет человека, снабженный датчиками и остальными необходимыми приборами, совершил два полета в космос до Гагарина, чем весьма помог будущему знаменитому пилоту: были собраны данные о невесомости, перегрузках и прочие важные сведения. Последний запуск Вани в космос состоялся 25 марта 1961 года – в этот раз с ним был радиопередатчик с магнитофонными записями. Американские коллеги всегда с большим интересом следили за космическими успехами Советского Союза, стараясь перехватить любые данные – и каково же было их удивление, когда вместо сложных зашифрованных сообщений Иван Иванович увлеченно стал передавать на Землю…рецепты традиционных русских блюд, а затем – хоровое пение!

Per aspera…Несмотря на весьма благополучный исход этого величайшего эксперимента, с полетом все же было связано немало трудностей. К примеру, было зафиксировано 11 неполадок, возникших на корабле; перед входом в атмосферу Земли в течение целых 10 минут не получалось  отсоединить от шара спускаемой кабины цилиндр приборно-агрегатного отсека, из-за чего корабль жутко трясло. Кроме того, именно эта неисправность и повлияла на решение катапультировать Юрия (по планам вернуться на Землю он должен был в капсуле) – это спасло ему жизнь. Приземлился космонавт в Саратовской области, где его обнаружил местный лесник со своей женой. Этот факт некоторое время замалчивался, так как Международная аэронавтическая федерация нехотела регистрировать рекордный полёт Гагарина (да и в НАСА всеми силами пытались оспорить первенство СССР в «покорении космоса») – поэтому советские представители решили немного слукавить, заявив, что Юрий приземлился в кабине.

Мы поздравляем наших читателей с Днем космонавтики – действительно важным праздником в истории не только нашей страны, но и в глобальной истории освоения космического пространства. А больше о космосе вы можете узнать из наших книг «Луна 3-D» (Джим Белл) и «Космонавтика. Иллюстрированная энциклопедия» (Николай Гордиенко).

Фото обложки новости принадлежит творческому благотворительному проекту ПОМОГИ МАНУЛУ, автор изображения Елена Кирильчук, также  использовано фото с  сайта politikus.ru 


18
facebook vkontakte tumblr
  • ПРАЗДНИКИ
  • НАШИ БЕСТСЕЛЛЕРЫ
  • МАНУЛИЯ

April 11, 2018

Пустынные автомобили-ракеты – мечта Безумного Макса

 

С первых же лет автомобильной эры энтузиасты и смельчаки включились в «войну моторов», с тем чтобы вырываться за технологические пределы, достигнутые в рыночном секторе, и продвигать новые идеи. Один за другим устанавливались скоростные рекорды: 100 км/ч – 1898 г., 200 км/ч – 1911 г., 300 км/ч – 1927 г., 400 км/ч – 1932 г. и, наконец, 500 км/ч – 1937 г.  

Эти рекорды покорились болидам с бензиновыми двигателями внутреннего сгорания, которые уже с начала 1920-х гг. начали комбинировать с авиационными двигателями. Лишь самый первый автомобиль-рекордист был электрокаром (бельгийская лошадка «Вечно Недовольная», принадлежавшая авантюристу и гонщику Камию Женатци). Электромобили проиграли обычным автомашинам в соревнованиях по практической полезности, поскольку аккумуляторы в те годы вынужденно изготовлялись очень крупными, а необходимый для их производства  алюминий стоил баснословно дорого.

Но эти рекорды мало что стоили в сравнении с гонкой на запредельных скоростях, развернувшейся во второй половине XX в. Оснащённые турбовентиляторными двигателями экспериментальные болиды начали вести себя, как настоящие самолёты, а смелые гонщики отправлялись в рискованные заезды в костюмах лётчиков и тормозили, выпуская парашюты.

 

По совету британского пилота болидов Малькольма Кэмпбелла, испытания техники  и шоу умопомрачительных скоростей стали проводиться не на песчаных пляжах, как это традиционно происходило улюбящих быструю езду американских джентльменов,  а на дне высохших солёных озёр. Действительно, влажное побережье Атлантического океана во флоридском селении Дейтона-Бич – не то что соляные пустыни Юты и Невады. Влажность естественного покрытия песчаного пляжа – слишком колеблющийся показатель. А на засолённой котловине древнего озера удобно прокладывать сверхскоростные трассы, что и было сделано. Причём природа сама позаботилась, чтобы эта чудо-дорога имела твёрдое покрытие. Организаторам остаётся лишь нанести разметку либо, для удешевления, вообще ограничиться флажками и сигнальными конусами – и вуаля, можно испытывать сверхзвуковой болид теоретически с любой максимальной скоростью.

 

С 1911 г. (но особенно часто – с начала 30-х) в грандиозном природном урочище Бонневилль (округ Туэле, штат Юта) проводятся гонки, на которых ставятся колоссальные рекорды. Даже люди, далёкие от темы автомобилей-ракет, наверняка представляют себе эту грязно-белую равнину с серыми горами, маячащими на горизонте. Именно здесь снимают фантастические фильмы про выживание людей-мутантов после глобального термоядерного Армагеддона.

Чиновники от спорта всерьёз контролируют ключевые показатели гонок  и соблюдение формальностей, стремясь, чтобы это были школы-конференции инженерной мысли, а не просто «весёлые старты». Международная автомобильная федерация считает своим долгом удостовериться, что рекордный заезд повторён минимум дважды в противоположных направлениях, ведь при запредельных скоростях огромное значение приобретают ветер и наклон трассы. Предусматривая это, организаторы пробегов по дну призрачного Бонневилльского озера предоставляют несколько трасс под разными углами к уровню моря.

 

Ещё одной головной болью для желающих побить очередной рекорд становится «сбор доказательств», что у них, собственно, автомобиль, а не просто самодвижущееся устройство с ракетным двигателем или не ультрасовременный мотоцикл. Должен быть привод на колёса через вал!

С тех пор как в начале 60-х автомобили пустынь и солёных озёр начали летать со скоростью более 650 км/ч, их дизайн стал нарочито «авиационным». Кузов, как фюзеляж у истребителя, вплоть до килевого хвоста сзади, пилот в костюме астронавта, натуральные ракетные (а не авиационные, как раньше) двигатели – таковы реалии нового времени. Начиная с рубежа 60-х и 70-х гг., на дне пересохшего Бонневилльского озерапобедители покорили рекорды 900 и 1000 км/ч. Но, как известно, западники не слишком уважают метрическую систему мер: у них в ходу фунты, дюймы, футы и мили.

 

И вот лихие автогонщики вознамерились побить психологическую отметку – 1000 МИЛЬ В ЧАС.

Но тут уж не выдерживали колёса болидов. От  резиновых шин пришлось отказаться – при таких скоростях они сгорели бы вмиг. Однако разработчики столкнулись с другой проблемой: ломались подшипники ступиц. От трения возникала такая температура, что никакая масляная плёнка не могла спасти положение. Кроме того, в момент достижения звуковой скорости автомобиль получал ударную нагрузку, способную сбить его с траектории. Наконец, британцами был спроектирован «Бладхаунд», названный в честь породы собак. В переводе с английского это «кровяная гончая», она напоминает бассетхаунда, но очень большого размера и на высоких ногах. Эта собака хоть и относится к гончим, не отличается резвостью, чего не скажешь о «сверхзвуковом автомобиле Бладхаунд»! В этом подлинном гибриде автомобиля и космического корабля используется три ступени. Первый твердотопливный заряд должен придать машине начальное ускорение, запускающее турбореактивный двигатель. А бензиновый мотор производства «Ягуара» приводит в действие компрессор, нагнетающий смесь в камеры сгорания. Кто знает, будет ли этим автомобилем побит очередной рекорд и достигнуто красивое число! Точно известно одно: девиз Энди Грина – пилота истребителя британских военно-воздушных сил, замахнувшегося на рекорд в 1000 миль в час, – «бесконечность и ещё дальше»!

 


15
facebook vkontakte tumblr
  • ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ

April 8, 2018

Со светлым праздником пасхи

Друзья! В рамках творческого благотворительного проекта "Помоги Манулу" мы проводим конкурс детского рисунка! Принять участие, посмотреть работы конкурсантов, проголосовать за понравившееся изображение можно на сайте проекта.

Автор идеи изображения этой новости- Катя Кирильчук, 10 лет. 

Примите наши самые искренние поздравления и пожелания света, добра и тепла внутри. Будьте счастливы и живите в мире!


17
facebook vkontakte tumblr
  • ПРАЗДНИКИ
  • МАНУЛИЯ

1...1920 21...29

НОВОСТИ ИЗДАТЕЛЬСТВА

БЛОГ ПУТЕШЕСТВИЙ ПО ИТАЛИИ

БЛОГ О ПУТЕШЕСТВИЯХ ПО ЭСТОНИИ

БЛОГ О ЕВРОПЕЙСКОЙ КУХНЕ

БЛОГ ПУТЕШЕСТВИЙ ПО ГЕРМАНИИ

НОВОСТИ МАНУЛИИ

EN

1...1920 21...29

       КУПИТЬ КНИГИ         НАПИСАТЬ НАМ           ПАРТНЕРЫ       

2009 -2025 © Издательство "Наше Слово". Все права защищены. По вопросам сотрудничества - info@nasheslovo.ru. Политика конфиденциальности.

сайт от vigbo