Наше слово издательство
 
 
  • НАШИ КНИГИ
    • ВСЕ КНИГИ
    • ПРИКЛАДНАЯ ЛИТЕРАТУРА
    • ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА
    • НАУКА И ТЕХНИКА
    • ПУТЕШЕСТВИЯ
    • ЗДОРОВЬЕ
    • ДЕЛОВАЯ ЛИТЕРАТУРА И ПСИХОЛОГИЯ
    • ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
    • РЕЛИГИЯ И ЭЗОТЕРИКА
    • ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
    • ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
    • ЖУРНАЛЫ И КОМИКСЫ
    • Корпоративные подарки
  • ОБ ИЗДАТЕЛЬСТВЕ
    • НАША МИССИЯ
    • КОНТАКТЫ
  • МАГАЗИН
  • TOPMANUL.RU
  • РГО
December 24, 2017

История ёлочной игрушки

Последние дни декабря заполнены приятными хлопотами и какой-то особенной, радостной суетой: ведь до Нового года надо столько всего успеть! И когда решены все рабочие вопросы, получены зачёты и выставлены оценки за четверть, а до любимого праздника еще остается несколько вечеров, самое время достать с заветной полки свою новогоднюю сокровищницу - коробку с ёлочными украшениями. Наверное, такой праздничный тайник есть у каждой семьи: разноцветные шары и фигурки, «сахарные» шишки, стеклянные сосульки, нарядные банты, яркие гирлянды, пушистая мишура, блестящий дождик…Кое-что было куплено специально к наступающему году, что-то долго и упорно выпрашивали у бабушки, а что-то передается из поколения в поколение - и каждая игрушка особенная. И у каждой – своя история. Редакция издательства «Наше слово» тоже обожает наряжать ёлку – поэтому сегодня мы рассказываем, как и зачем появились ёлочные игрушки.

 

Традиция украшать ёлку на Рождество (которое праздновали 25 декабря – до Нового года) появилась при Николае I благодаря его супруге – императрица Александра Федоровна, она же принцесса Шарлотта из Пруссии, перенесла в Россию любимый обычай. Вскоре новый символ праздника переняли не только приближенные императорской семьи, но и простые жители Петербурга – а затем он прижился во всей России. Сначала на ёлку вешали только съедобные украшения, чаще яблоки, пряники или печенье, прикрепляли свечи, а на верхушку помещали Вифлеемскую звезду. Так было принято по канону: яблоки олицетворяли запретный плод, свечи символизировали жертвенность Христа, а печенье и пряники – хлеб, который вкушают при причастии. Несколько позже для украшения стали использовать орехи, конфеты и шишки, которые оборачивали в серебристую или золоченую фольгу. «Настоящие» игрушки в России появились ближе к концу XIX века, но изготавливали их на немецких фабриках из стекла или картона, и стоили они недешево. Самым популярным изделием был, конечно, уже такой привычный и родной нам ёлочный шарик: шары делали из цветного или прозрачного стекла, внутреннюю сторону которого покрывал слой синца. Первые экземпляры были достаточно тяжелыми: тонкостенные украшения научились выдувать несколько позже. Наши русские умельцы довольно быстро переняли секреты мастерства: стали возникать целые артели по производству ёлочных украшений, кроме того, выпускались наборы для изготовления самодельных игрушек. Появились изделия из ваты, папье-маше и ткани: фигурки животных, грибы, шишки. Но, конечно, небогатые деревенские жители, которые не могли себе позволить приобрести модные фабричные игрушки или красивые удобные наборы, делали их своими руками – и получалось ничуть не хуже! 
Прекрасная традиция прервалась в 1925 году: отныне празднование Нового года – а значит, и все его атрибуты и обычаи – воспринимали как идеологическую угрозу Советской власти (историю и судьбу праздника мы описывали в прошлом году), и в 1927 году производство ёлочных игрушек прекратилось. К счастью, любимый народный праздник вернули: случилось это после «предложения» организовать для детей Ёлку к Новому году, опубликованного в газете «Правда» в 1935. Через пару лет производство украшений возобновилось, и даже было выпущено специальное руководство под недвусмысленным названием «Ёлка в детском саду», где подробно описывалось, как следует украшать главный символ праздника. Стиль игрушек, конечно же, должен был соответствовать идеалам СССР. После выпуска серии с портретами членов Политбюро, Маркса и Энгельса, появилось огромное количество «ёлочных» пионеров, космонавтов, спортсменов, парашютистов, кремлевских звёзд и башен, паровозов, аэропланов, фруктов и овощей… Изготавливать игрушки продолжали и во время войны: но, конечно, партии были маленькие, а материалы – подручные. Вид игрушек тоже изменился: уставшие от войны люди делали фигурки, напоминающие солдат, танки, пистолеты и т.д. После Победы мирная жизнь вернулась и в украшения: теперь на ёлке нашлось место персонажам сказок, животным, снежинкам и сосулькам. 
С приходом нового вождя менялся и образ новогодних игрушек – при Хрущеве праздничная ёлка больше напоминала яркий прилавок: фрукты и овощи на любой вкус, с преобладанием, разумеется, кукурузы и пшеницы. 
Начиная с 60-х годов прошлого века в производстве украшений стали применять технологии, практически полностью исключающий ручной труд и большие временные затраты, что разумеется, сказалось на качестве игрушек: они стали более простыми и грубоватыми, без тонких росписей и мелких деталей. В этот же период появились цветные электрические гирлянды, которые с успехом заменили собой свечи. А в 1970-80-е годы придумали новый аксессуар для новогоднего дерева – блестящий дождик, который так полюбился братьям нашим меньшим. К концу XX века возникла мода на восточный календарь и гороскопы: каждый год стали появляться фигурки – символы года или шары с их изображением.
Сегодня нам остается только удивляться изобилию, представленному на предпраздничных витринах. Игрушки есть на любой вкус: и стилизованные под дореволюционные или советские, и изящные коллекционные фигурки, и самые простые однотонные шары – ваша новогодняя красавица точно не останется без наряда!

А какой образ выберете для своей ёлочки вы? Делитесь в комментариях! :)

«И видим: очень красивая ёлка… 
А на ёлке разноцветные бусы, флаги, фонарики, 
золотые орехи, пастилки и крымские яблочки».
М. Зощенко «Ёлка»


21
facebook vkontakte tumblr
  • ПРАЗДНИКИ

November 1, 2017

Cамураи: иллюстрированный путеводитель

Кто такие самураи? Чем они жили? Что было в их кодексе чести? Все самое интересное о самураях – в одной книге!

Оружие, доспехи, правила жизни – настоящий самурай не отступал от своих принципов! Эта книга посвящена жизни и смерти замечательных воинов. Красочные иллюстрации, подробные описания помогут вам воссоздать удивительный мир древней Японии.


18
facebook vkontakte tumblr
  • ГОТОВИТСЯ К ИЗДАНИЮ

September 27, 2017

Почему так важен Оруэлл

 

Мир, который существует благодаря подмене понятий и держится на постоянной и тщательно продуманной пропаганде, в котором нивелируются чувства, а человек перестает быть единицей и становится вместо этого частью массы, какой-то мизерной долей процента толпы. Об «оруэлловском мире», созданном одним из самых известных антиутопистов XX века, современные неравнодушные к судьбе человечества интеллектуалы говорят все чаще, находя все больше сходства между сегодняшней и описанной в книгах Оруэлла действительностью. Так стоит ли обращать на это внимание? Сегодня «Наше слово» рассказывает о новой книге «Почему так важен Оруэлл» (К. Эрик Хитченс), выпущенной совместно с издательством «Эксмо» - наверное, лучшее на сегодняшний день исследование жизни, творчества и взглядов писателя с весьма любопытными рассуждениями. За прекрасный перевод книги благодарим нашего переводчика Ирину Древаль, разобравшуюся во всех тонкостях оруэлловской действительности вместе с автором – именно благодаря ее вдумчивой и кропотливой работе с этим  изданием впервые может познакомиться русский читатель.

 

Большинству читателей Джордж Оруэлл известен как автор двух талантливых антиутопий «1984» и «Скотный двор», которые мельком упоминают в старших классах школы. Более политизированные товарищи знают его как независимого радикала, резко высказывавшегося против любой формы тоталитаризма и того, что сам он называл «общественными приличиями». И, конечно, существует небольшая группа преданных поклонников писателя, считающих его изображение мира пророческим и искренне им восхищающихся. К. Хитченс - американский журналист, публицист и писатель - относился, скорее,  к последним. В молодости Кристофер был сторонником левых идей, однако позднее начал резко критиковать левое движение, особенно отмечая терпимость его сторонников к радикальному исламизму. Хитченс выделял «три великих монотеизма» (христианство, ислам и иудаизм), которые и были основными объектами его критики: он считал, что именно религия является фундаментом фашизма, сталинизма и тоталитаризма в целом. Кумиром Кристофера Хитченса был Джордж Оруэлл. Его сходство со знаменитым автором замечают многие: похожие биографии, пересекающиеся взгляды на многие вещи и не слишком отличающаяся манера изложения (подробнее об Оруэлле и Хитченсе расскажем в следующих статьях). 

  Кристофер и сам чувствовал удивительную связь с человеком, жизнь которого так тщательно изучал – наверное, именно поэтому его труд получился действительно стоящим и цельным, что отличает его от холодных и каких-то «усеченных» историй, составленных равнодушными биографами. Несмотря на искреннее восхищение Хитченса своим кумиром, его повествование не превращается в хвалебную оду, как можно было бы предположить – напротив, свое исследование он ведет объективно, как защищая Оруэлла от нападок правых и левых (и те, и другие его недолюбливали, однако, казалось бы, даже хотели «переманить» на свою сторону), так и высказываясь против «болезненного поклонения» автору, которым часто грешат молодые и пылкие искатели справедливости. «Почему так важен Оруэлл» - настоящая находка не только для тех, кто хорошо знаком с творчеством автора и хочет найти причины его потрясающей прозорливости, но и для людей, лишь слышавших о незаурядной личности и не понимающих, чем же она все-таки незаурядна. Хитченс прослеживает эволюцию «оруэлловского мира», старается уловить движение мысли своего героя и рассказать о том, как тот представлял успешные алгоритмы пропаганды и манипулирования массами для построения выгодного группе избранных мира. Кропотливо анализируя все противоречивые черты характера и мировоззрения изучаемой личности, бережно собирая спорные факты биографии и «неудобные» убеждения Оруэлла (например, тот с явным неприятием относился к феминисткам и сексуальным меньшинствам; тут же можно упомянуть его стойкое отвращение к коммунистам и создание знаменитого «списка Оруэлла»), Кристофер старается создать максимально точный и детальный портрет – и хотя в симпатии исследователя к кумиру сомневаться не приходится, она не делает труд однобоким, а только лишний раз доказывает заинтересованность автора в повествовании. 

 

Почему так важен Оруэлл? Сам Хитченс на собственный вопрос «почему» отвечал, что «каждую статью и эссе можно смело переиздавать спустя годы, не испытывая при этом неловкости за автора».

А как после прочтения ответите вы?


18
facebook vkontakte tumblr
  • ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ

1...2526 272829

НОВОСТИ ИЗДАТЕЛЬСТВА

БЛОГ ПУТЕШЕСТВИЙ ПО ИТАЛИИ

БЛОГ О ПУТЕШЕСТВИЯХ ПО ЭСТОНИИ

БЛОГ О ЕВРОПЕЙСКОЙ КУХНЕ

БЛОГ ПУТЕШЕСТВИЙ ПО ГЕРМАНИИ

НОВОСТИ МАНУЛИИ

EN

1...2526 272829

       КУПИТЬ КНИГИ         НАПИСАТЬ НАМ           ПАРТНЕРЫ       

2009 -2025 © Издательство "Наше Слово". Все права защищены. По вопросам сотрудничества - info@nasheslovo.ru. Политика конфиденциальности.

сайт от vigbo